суббота, 26 января 2019 г.

Арктика: 26 янв.



В Министерстве природных ресурсов все больше обеспокоены тем, что поставленная президентом задача о перевозке по СМП 80 млн тонн грузов просто может оказаться невыполнимой. Госчиновники начинают осознавать нереальность исполнения поставленной президентом задачи по увеличению грузопотока по Северному морскому пути. По словам Михаила Григорьева, эксперта по природным ресурсам и логистике в Арктике, проблему можно решить расширением границ самого СМП. Сегодня он простирается от архипелага Новая Земляна западе до Берингова пролива на востоке. Если его расширить на Печорское и Баренцево моря, то грузов может оказаться достаточно.

Огромную территорию Арктики решено отнести к уже существующему Министерству по развитию Дальнего Востока. Решение, принятое в теории, при реализации будет непростым. И не только потому, что непохожие друг на друга регионы российской Арктики одинаково требуют к себе повышенного внимания федерального центра. Помимо этого, в правительственных и смежных кругах уже запущено сразу несколько процессов, касающихся освоения и развития Арктики. Без конфликтов интересов не обошлось, и похоже, что теперь их станет еще больше.
Наиболее активно Арктическую зону обсуждают в Минприроды, Минтрансе и Минобороны, что становится отражением первичных государственных интересов на территории: ресурсы, их транспортировка и военное присутствие на протяженной северной границе.

Подкомиссия Комиссии ООН по границам континентального шельфа до конца марта определится с позицией в отношении российской заявки на акватории в Арктике. Дальше дело будет передано собственно в Комиссию. Важный шаг уже сделан: подкомиссия приняла наши доводы о морфологической непрерывности хребта Ломоносова и поднятия Менделеева.

Саудовская Аравия всерьёз намерена претендовать на долю в «Арктик СПГ-2». Как заявляет министерство энергетики королевства, в Эр-Рияде рассчитывают на закрытие сделки по вхождению в этот проект уже в течение этого года.

Ассоциация морских торговых портов представила данные по грузообороту в морских терминалах Арктического бассейна за 2018. Было перевалено 92,7 млн тонн грузов, что на 26,4% больше, чем за 2017 год.

По данным агентства Infranews, оборот контейнеров в российских портах Арктического бассейна в 2018 году вырос на 6,7% и составил 160,6 тыс. TEUs. Наибольшая доля контейнерных грузов в регионе приходится на порт Дудинка (терминал ОАО «ГМК «Норильский никель»), Мурманский порт, а также Архангельск. В остальных портах Арктики объемы перевалки контейнеров незначительны.

В норвежском Тромсе с 20 по 25 января проходит ежегодная международная конференция «Арктические рубежи — 2019». Министр экономического развития Мурманской области Елена Тихонова принимает участие конференции.
В ходе первого дня конференции с участием министра иностранных дел Норвегии Ине Эриксен Серейде, сенатора США от штата от Аляска Лизы Мурковски, представителей региональных властей северных регионов Норвегии, России и Финляндии, дипломатов и ученых обсуждались вопросы развития и укрепления двустороннего и многостороннего сотрудничества на Севере, роль существующих в макрорегионе международных организаций, взаимоотношений центра и регионов в выработке и реализации стратегии развития арктических территорий.

Круиз из Тромсё через Мурманск на Землю Франца-Иосифа планирует совершить Норвежская круизная компания Hurtigruten. «Решение о том, что нам необходимо совершать туры в Россию, мы приняли еще несколько лет назад. В августе и сентябре 2019 года мы надеемся совершить первый рейс в Мурманск и далее до Земли Франца Иосифа. Ну, а мечта будущего — это проложить маршруты по Северному морскому пути через Россию. Возможно, этот тур будет начинаться в Киркенесе, далее пройдет до Мурманска и завершится в районе Владивостока», — сказал директор компании Даниель Шелдам.

Немецкая подлодка U-864, которая была потоплена вблизи Бергена в 1945 году, имела на борту груз из 65 тонн ртути, кроме того, там может находиться 2 тонны оксида урана. Сегодня субмарина находится на глубине 150 метров у острова Федье. Союз охраны природы Норвегии критикует решение о захоронении обломков. В организации утверждают, что покрытие из песка и камня не исключает утечку ртути в долгосрочной перспективе.
Разлив ртути, который может произойти недалеко от Бергена в Норвегии, уничтожит все российское рыболовство в Арктике, считает руководитель центра экологического консалтинга и мониторинга «Помор» Тимофей Суровцев.
«По сути, такое впечатление, что ничего не происходит. То, что к нам обращаются представители страны, которая наложила на нас санкции, — наверное, это тоже симптоматично», — добавил эколог.

В январе ледокол «Андрей Вилькицкий» завершил переход по Северному морскому пути и присоединился к судну-близнецу «Александр Санников». В рамках арктической логистической схемы задачей ледоколов является обеспечение безопасной и эффективной работы танкерного флота в районе терминала «Ворота Арктики», который осуществляет круглогодичную отгрузку нефти с Новопортовского месторождения (ЯНАО). Ледоколы нового поколения построенные по заказу «Газпром нефти», приступили к совместной работе в Арктике.

Томский государственный университет при содействии правительства ЯНАО и Научного центра изучения Арктики организуют исследовательскую станцию «Се-Яха». В зоне типичной и арктической тундры ученые будут исследовать изменения окружающей среды, причины трансформаций, степень их влияния на местное население.

Анализ экологических угроз здоровью населения арктических регионов ведется с позиций рассмотрения здоровья как одного из базовых индикаторов человеческого потенциала и качества населения. Выделены территории Мурманской области, одного из самых промышленно развитых и обжитых регионов Российской Арктики, характеризующиеся высоким риском повреждения здоровья населения из-за загрязнения окружающей среды промышленными выбросами. Представлены результаты эмпирических социологических исследований оценки жителями промышленных центров региона экологических угроз здоровью.

Комментариев нет:

Отправить комментарий