Читая публикации СМИ можно заметить некоторые странные упоминания на ту или иную тему. Заявления от космонавтов, от государственных учреждений, от крупных компаний и даже от самого президента, кажутся на первый взгляд абсурдными. В текущей небольшой работе кратко разберём упоминание в информационном поле холодильников, постараемся описать холодильник как предмет культуры, который определённым образом влияет на поведение людей, их образ жизни, привычки.
Погружение в тему
Приведем несколько цитат интернет изданий, в которых упоминается холодильник.
8 апреля 2020 Командир корабля «Союз МС-16» Анатолий Иванишин заявил, что космонавты на МКС всегда имеют возможность поесть, но существуют ограничения.
«В холодильнике всегда можно порыться, но есть два ограничения», — цитирует Интерфакс Иванишина.
- Данный процесс не должен мешать выполнению прямых обязанностей.
- Космонавты, сидящие в правом и левом креслах, должны набирать и терять вес одинаково, чтобы сохранялась балансировка. [1]
21 апреля 2020 Специалисты Роскачества дали рекомендации по хранению продуктов в холодильнике:
- Готовые продукты лучше всего хранить в отдельном контейнере, закрытом крышкой или фольгой. Их не рекомендуется ставить рядом с сырым мясом или полуфабрикатами.
- Держать блюда с запахом на разных полках, чтобы предотвратить распространение бактерий по всему холодильнику.
- Продукты с низким сроком годности лучше не ставить в дверцу холодильника, где обычно более высокая температура.
- Открытые консервы эксперты рекомендуют хранить в отдельном контейнере, чтобы предотвратить появление металлического привкуса у еды. [2]
27 апреля 2020 Владимир Путин в режиме видеоконференции провёл совещание о мерах по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного характера в субъектах Российской Федерации.
- С.Цивилев: У нас есть общая выплата на каждый сгоревший дом — 150 тысяч рублей, плюс 50 тысяч рублей на пристройки. Итого уже 200 тысяч рублей — это из областного бюджета, 20 тысяч рублей — из муниципального бюджета. Плюс этим людям, если у кого есть живность, до 50 тысяч рублей мы компенсируем потери по живности. Мы сейчас выдаём им семена картофеля, сами вспашем их огороды, чтобы они смогли посадить картофель, и всеми другими семенами обеспечим. Наш департамент социальной защиты организовал сбор предметов первой необходимости на территории Кузбасса от неравнодушных жителей. Там новые и телевизоры, и холодильники, и планшеты, и одежда — всё это поступает сейчас этим людям.
- В.Путин: Смотрите, если учитель и директор школы останутся, а все остальные уедут — учить некого будет. Поэтому нужно помочь всем пострадавшим. Я прошу сейчас и Евгения Николаевича, и федеральные ведомства подключиться и помочь тем, у кого стен не осталось. Потому что холодильник хорошо, и телевизор, может быть, тоже неплохо, но если стен нет, если дома нет, некуда разместить ни холодильник, ни телевизор. Поэтому этим займитесь, Сергей Евгеньевич, вместе с коллегами. Я думаю, вы меня все услышали. Программа небольшая, но она должна быть. [3]
14 май 2020 Аналитики «AliExpress Россия» выяснили, что во время карантина выросли продажи бытовой техники. Россияне стали чаще покупать крупную бытовую технику: её общие продажи увеличились на 200%. Самые популярные категории — холодильники (+350%) и электроплиты (+80%). [4]
Крупные СМИ по чуть-чуть поддерживают цитируемость холодильников и это неудивительно, этот класс бытовой техники крепко вошёл в повседневную жизнь.
«Хлеба и зрелищ» — древняя фраза, которая актуальна и по сей день. Также в современных реалиях есть фраза со схожим смыслом: «Есть, молиться, любить» [5] И если зрелища предоставляет телевизор, то «товарищем» ему по этому принципу, безусловно, выступит холодильник. Для футбольного болельщика, завсегдатая сериальных баталий и т.п. еда не должна быть утолением голода, она должна быть сакральным действом, ради которого люди готовы отказаться от многих, более интересных вещей. Запас еды позволяет ощущать «готовность» к этому процессу, поэтому холодильник здесь — одно из ключевых звеньев, без которого всё распадётся.
Не стоит забывать, что примерно с января 2020 года в России (как и в других странах) «обостряется» ситуация с вирусными заболеваниями. Не будем вдаваться в детали, ибо это не является разбираемой темой. Обратим внимание на некоторые факты:
- граждан отправили сидеть по домам,
- информация подаётся не корректная, не точная,
- у большинства есть непонимание текущей ситуации.
Такое положение дел во внешней среде давит на психику россиян. В итоге в людях начинают усиливаться страхи.
Страх
Пандемия, отсутствие корректной информации, попытки дестабилизировать положение в стране порождает неуверенность в завтрашнем дне, следовательно страх перед неопределённым будущем. Такой страх является иррациональным. Потому что нет объективных причин его появления, а причины которые его вызывают являются информационными (или виртуальными).
Поясним на примере:
- Извержение вулкана — это реальный факт и реальная угроза жизни людей проживающих возле вулкана. Страх перед тем, что город накроет раскалённая лава — реальный страх.
- Озоновые дыры в верхних слоях атмосферы — информационный пузырь, который усиливается за счёт объёма публикаций в СМИ и носит информационный характер. Страх от информации будет иррациональный (иллюзорный).
Способность создавать в воображении преувеличенный образ страха стала основой для целой стратегии манипуляций.
Иррациональный страх — очень действенное средство «отключения» здравого смысла и защитных психологических механизмов. Потрясённый страхом человек легко поддается внушению и верит в любое предлагаемое ему «спасительное» средство. Массовый (и часто подсознательный) страх как предпосылка для программирования поведения проверен психологами рекламных агентств в ходе крупных кампаний. Одной из них было создание в США массового рынка холодильников.
Психологи, изучавшие скрытые страхи в период Второй мировой войны, пришли к выводу, что американцы испытывают большую потребность в вещах, служащих символом безопасности и стабильности, предсказуемости будущего. У многих был обнаружен комплекс «желания вернуться в детство», символом которого была мать, надежно оберегавшая своё дитя от голода. Эксперты посчитали, что вещью, которая может взять на себя функции такого символа, мог бы стать холодильник:
«Для многих людей холодильник представляет гарантию, что дома всегда будет еда, а еда в доме обозначает покой, тепло и безопасность».
Исследования показали также, что еда символизирует нечто гораздо большее, чем просто питание. Люди, испытывающие страх перед будущим (страх, никак не связанный с проблемой питания), склонны создавать дома запасы еды, гораздо больше, чем они способны съесть. Запасы еды снимают беспокойство.
История массового спроса на холодильники в США тем более красноречива, что экономическими расчетами и здравым смыслом этот спрос не подкреплялся. В США не было перебоев с продуктами питания.
Согласно анализу специалистов, стоимость холодильника, потребляемой энергии и тех продуктов, которые залеживались в холодильниках и выбрасывались на помойку, была такова, что с прагматической точки зрения покупка холодильника была абсолютно бессмысленной.
Тем не менее психологи предвидели массовый спрос, было создано массовое производство, реклама исходила из наличия подавленного страха, и расчеты подтвердились. [6]
Вернёмся к российским реалиям и обзору прессы.
Утешение страха
Исследования американцев можно применять как на получение прибыли (как они это и сделали), так и на достижение других целей. Например, в целях успокоения психики людей, через бесструктурное распространение информации.
Космос — отрасль, которая впитывает в себя все достижения других отраслей. Для бытового уровня, проблема накормить семью совсем иная нежели накормить космонавта. Эти два полюса связывают информационно через «холодильник». С «этих высот» идёт заявление: «с холодильником всё в порядке, но надо думать о других».
Далее. Роскачество дает рекомендации, при этом в умолчание остаётся факт: «в холодильнике еда есть». Еду нужно правильно хранить.
Президент России не отрицает важность холодильника, при этом делает акцент на объемлющей заботе — о доме.
Далее растут продажи бытовой техники, холодильников в том числе. По некоторым причинам мы не можем быть уверены в достоверности этой информации:
- возможно, идёт раскрутка информации, чтобы увеличить продажи (как это было описано ранее), но люди сидят на самоизоляции и передвижения ограничены;
- возможно, на бессознательном уровне люди чувствуют страх и пытаются его погасить.
Если происходит второй сценарий развития ситуации, тогда уровень страха у населения снижается. Это значит люди обезопасили себя и свою веру в будущее приобретением нового, (возможно большего по размеру) холодильника, в котором всегда есть что хорошее.
Заключение
В текущей работе показали на очень маленьком примере, как проявляется бесструктурный способ управления.
Управление процесс информационный. Передавать информацию — значит управлять.
А управление большими массами людей требует качественных знаний о людях, их желаниях, потребностях, проблемах, страхах и радостях. А ещё предлагаем задуматься над тем, какой была бы жизнь без холодильника в доме. Каков был бы режим питания, ритм закупки продуктов, список блюд. Возможно, это многих натолкнёт на довольно неожиданные выводы. И уж точно, нужно воспринять холодильник как предмет который определённым образом выстраивает ритм нашей жизни. Главное здесь усвоить, что не холодильник управляет вашей жизнью, а вы сами её выстраиваете, а холодильник лишь безропотный помощник и не более того.
Материалы:
[ 1 ] https://russian.rt.com/science/news/735620-holodilnik-mks-kosmonavt
[ 2 ] https://russian.rt.com/russia/news/739361-roskachestvo-hranenie-produkty-holodilnik
[ 3 ] http://www.kremlin.ru/events/president/news/63281
[ 4 ] https://rg.ru/2020/05/14/rossiiane-stali-pokupat-bolshe-robotov-dlia-doma.html
[ 5 ] https://ru.wikipedia.org/wiki/Есть,_молиться,_любить_(книга)
[ 6 ] http://www.kara-murza.ru/books/manipul/manipul29.htm
Иллюстрации:
http://img.zadachki.net/images19/35e0c51fced0e0f38a43b29b497a7de8.jpg
https://i.pinimg.com/736x/b5/ca/ee/b5caeea107f0db79356bbd26d5693fb9--vintage-woman-vintage-retro.jpg
Комментариев нет:
Отправить комментарий