Международный форум «Арктика – территория диалога» в пятый раз становится широкой площадкой для открытого обсуждения актуальной повестки дня. Зарубежные гости, представители государств Арктического совета проявляют готовность к партнёрству в регионе. Участники форума проявляют понимание общей ответственности за будущее Арктики, за её стабильное и устойчивое развитие.
В Арктическом совете Россия примет председательство в 2021 году. Россия предлагает всем странам – участницам этой организации и всем заинтересованным государствам сотрудничество в Арктике. Приоритеты российского председательства – жизненно важные темы для развития Арктики:
Продвижение природосберегающих технологий во всех сферах, в промышленности, на транспорте и в энергетике.
Глобальное значение имеют российские арктические проекты, которые реализуются на основе самых современных экологических стандартов. Такими проектам являются:
- комплекс по производству сжиженного природного газа на Ямале,
- освоение Бованенковского и Харасавэйского месторождений газа.
Значение арктического фактора в экономике страны будет только расти.
Стратегия развития
Уже в этом году планируется подготовить и принять качественную стратегию развития российской Арктики до 2035 года. Стратегия будет в себя включать:- мероприятия наших национальных проектов и государственных программ,
- инвестиционные планы инфраструктурных компаний,
- программы развития арктических регионов и городов.
Транспорт и инфраструктура
К развитию транспорта и другой опорной инфраструктуры особое внимание.Инфраструктура — это основа, необходимая база для будущих инвестиций и бизнес-инициатив.
Строительство Северного широтного хода один из ключевых инфраструктурных проектов. Это железнодорожная магистраль, которая позволит приступить к эффективному освоению природных богатств Полярного Урала и Ямала, а в перспективе – и севера Красноярского края Российской Федерации.Транспортный коридор — Северный морской путь, который будет действовать бесперебойно и круглогодично. Россия продолжит работу по развитию этого глобального транспортного коридора.
В Послании Федеральному собранию 2018 года уже отмечалось, что наша цель – существенно нарастить здесь объём грузоперевозок. Только по Севморпути – до 80 миллионов тонн уже к 2025 году. Ещё 10–15 лет назад эта цифра казалась абсолютно недостижимой. Сейчас это реалистичная, просчитанная и предметная задача. По итогам прошлого года объём перевозок по Севморпути уже достиг 20 миллионов тонн. Втрое выше советского рекорда, поставленного в 1987 году. Тогда Советский Союз провёл по этому пути 6,5 миллиона тонн. А сейчас – 20.
Для того чтобы этот глобальный транспортный коридор работал на полную мощность, Россия развивает:
- коммуникационную и береговую инфраструктуру, включая портовые мощности,
- средства навигации, метеонаблюдения,
- обеспечения безопасности коммерческого плавания.
Россия открыта для сотрудничества с зарубежными партнёрами к совместной работе по созданию портов-хабов в конечных точках трассы. Это Мурманский транспортный узел и портовую инфраструктуру в Петропавловске-Камчатском. Модернизация гавани арктического побережья, включая возможности для организации перевозок «река – море».
Ледокольный флот
Россия обновляет ледокольный флот и наращивает выпуск судов ледового класса. Строят три новых атомных ледокола: «Арктика», «Сибирь» и «Урал». К 2035 году Арктический флот России будет насчитывать не менее 13 тяжёлых линейных ледоколов, в том числе девять атомных.Задача — сделать Северный морской путь безопасным и выгодным для грузоотправителей, привлекательным как по качеству услуг, так и по цене. В частности, конкурентной и обоснованной должна быть плата за ледокольное сопровождение судов. Государство потому и вкладывает свои средства в эту сферу, чтобы минимизировать тарифную нагрузку на перевозчиков, на бизнес.
О льготах и законах
Для наращивания капиталовложений в регионе, для запуска новых проектов намерены использовать все инструменты поддержки инвестиций, в том числе те, что уже успешно апробировали в рамках программ развития дальневосточных регионов России. Это прежде всего:- льготные ставки на прибыль,
- понижающий коэффициент по налогу на добычу полезных ископаемых,
- заявительный порядок возмещения налога на добавленную стоимость,
- упрощённый порядок предоставления земельных участков,
- неизменность условий реализации инвестиционных проектов.
Правительству России вместе с экспертами, представителями бизнеса уже дано поручение разработать проект специального федерального закона об особой системе преференций для инвесторов Арктической зоны. Эту работу нужно провести оперативно, с тем чтобы закон был принят Государственной Думой Российской Федерации уже в осеннюю сессию.
Задача — обеспечить докапитализацию Фонда развития Дальнего Востока для целевого финансирования арктических проектов.
Научная, кадровая, технологическая база
Для комплексного развития региона, для решения уникальных, нестандартных задач в высоких широтах нам нужна мощная научная, кадровая, технологическая база. Уже создаются в регионах страны научно-образовательных центров, которые интегрируют возможности университетов, исследовательских институтов, бизнеса, реального сектора экономики. Такой центр обязательно будет и в одном из наших арктических регионов и должен обеспечить как развитие фундаментальной науки, так и решение прикладных, практических задач освоения Арктики.Будущее — за активными академическими и университетскими обменами, за созданием международных исследовательских команд, альянсов высокотехнологичных компаний.
Россия приглашает всех заинтересованных к совместной работе в области судостроения, связи, безопасности мореплавания, в сфере экологии, добычи полезных ископаемых и биоресурсов.
Вызовы
Арктика ставит перед нами колоссальные вызовы. Только вместе можем ответить эффективно. Одни из таких вызовов:- обеспечение баланса между экономическим развитием и сбережением арктической природы,
- сохранение её уникальных, хрупких биосистем,
- ликвидация ущерба, накопленного в ходе порой экстенсивной, потребительской хозяйственной деятельности в прошлые десятилетия.
С 2012 года Россия занимается «генеральной уборкой» арктических территорий. За это время вывезено и утилизировано более 80 тысяч тонн отходов.
В рамках федерального проекта «Чистая страна» ликвидируем шесть крупных объектов накопленного экологического вреда в Архангельской, Мурманской областях, Ненецком автономном округе, Карелии и Якутии. Также предстоит очистить акваторию Кольского залива на площади свыше 200 квадратных километров.
Россия будет развивать и систему особо охраняемых природных территорий, заповедников, например национальный парк «Русская Арктика». Важно предусмотреть дополнительные меры по развитию здесь цивилизованного экологического туризма и созданию необходимой инфраструктуры.
Только конструктивный диалог послужит укреплению добрососедских отношений и доверия в Арктическом регионе, а значит мирному и устойчивому развитию Арктики.
По материалам: kremlin.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий