среда, 8 мая 2019 г.

«Арктика – территория диалога»




Международный форум «Арктика – территория диалога» в пятый раз становится широкой  площадкой для  открытого обсуждения актуальной повестки дня. Зарубежные гости, представители государств Арктического совета проявляют готовность к партнёрству в регионе. Участники форума проявляют понимание общей ответственности за будущее Арктики, за её стабильное и устойчивое развитие.

В Арктическом совете Россия примет председательство в 2021 году. Россия предлагает всем странам – участницам этой организации и всем заинтересованным государствам сотрудничество в Арктике. Приоритеты российского председательства – жизненно важные темы для развития Арктики:

Продвижение природосберегающих технологий во всех сферах, в промышленности, на транспорте и в энергетике.

Глобальное значение имеют российские арктические проекты, которые реализуются  на основе самых современных экологических стандартов. Такими проектам являются:
  • комплекс по производству сжиженного природного газа на Ямале, 
  • освоение Бованенковского и Харасавэйского месторождений газа.
Более 10% всех инвестиций в Российской Федерации приходятся на долю развития Арктики.

Значение арктического фактора в экономике страны будет только расти.

Стратегия развития

Уже в этом году планируется подготовить и принять качественную стратегию развития российской Арктики до 2035 года. Стратегия будет в себя включать:
  • мероприятия наших национальных проектов и государственных программ, 
  • инвестиционные планы инфраструктурных компаний, 
  • программы развития арктических регионов и городов.
Качество жизни людей арктического региона оставляет желать лучшего. Поэтому  качество жизни людей все арктические регионы необходимо вывести на уровень не ниже среднероссийского, при этом опираться на ключевые социально-экономические показатели. Задача должна быть не только чётко обозначена в новой стратегии развития Арктики, но и служить ориентиром для работы всех федеральных ведомств и региональных властей России. Обязательно нужно учесть и специфику проблем, касающихся коренных малочисленных народов Севера.

Транспорт и инфраструктура

К развитию транспорта и другой опорной инфраструктуры особое внимание.

Инфраструктура —  это основа, необходимая база для будущих инвестиций и бизнес-инициатив. 

Строительство Северного широтного хода один из ключевых инфраструктурных проектов. Это железнодорожная магистраль, которая позволит приступить к эффективному освоению природных богатств Полярного Урала и Ямала, а в перспективе – и севера Красноярского края Российской Федерации.Транспортный коридор — Северный морской путь, который будет действовать бесперебойно и круглогодично. Россия продолжит работу по развитию этого  глобального транспортного коридора.

В Послании Федеральному собранию 2018 года уже отмечалось, что наша цель – существенно нарастить здесь объём грузоперевозок. Только по Севморпути – до 80 миллионов тонн уже к 2025 году. Ещё 10–15 лет назад эта цифра казалась абсолютно недостижимой. Сейчас это реалистичная, просчитанная и предметная задача. По итогам прошлого года объём перевозок по Севморпути уже достиг 20 миллионов тонн. Втрое выше советского рекорда, поставленного в 1987 году. Тогда Советский Союз провёл по этому пути 6,5 миллиона тонн. А сейчас – 20.

Для того чтобы этот глобальный транспортный коридор работал на полную мощность, Россия развивает:

  • коммуникационную и береговую инфраструктуру, включая портовые мощности, 
  • средства навигации, метеонаблюдения, 
  • обеспечения безопасности коммерческого плавания.

Россия открыта для сотрудничества с  зарубежными партнёрами к совместной работе по созданию портов-хабов в конечных точках трассы. Это Мурманский транспортный узел и портовую инфраструктуру в Петропавловске-Камчатском. Модернизация гавани арктического побережья, включая возможности для организации перевозок «река – море».

Ледокольный флот

Россия  обновляет ледокольный флот и наращивает выпуск судов ледового класса. Строят три новых атомных ледокола: «Арктика», «Сибирь» и «Урал». К 2035 году Арктический флот России будет насчитывать не менее 13 тяжёлых линейных ледоколов, в том числе девять атомных.

Задача — сделать Северный морской путь безопасным и выгодным для грузоотправителей, привлекательным как по качеству услуг, так и по цене. В частности, конкурентной и обоснованной должна быть плата за ледокольное сопровождение судов. Государство потому и вкладывает свои средства в эту сферу, чтобы минимизировать тарифную нагрузку на перевозчиков, на бизнес.

О льготах и законах

Для наращивания капиталовложений в регионе, для запуска новых проектов намерены использовать все инструменты поддержки инвестиций, в том числе те, что уже успешно апробировали в рамках программ развития дальневосточных регионов России. Это прежде всего:

  • льготные ставки на прибыль, 
  • понижающий коэффициент по налогу на добычу полезных ископаемых, 
  • заявительный порядок возмещения налога на добавленную стоимость, 
  • упрощённый порядок предоставления земельных участков, 
  • неизменность условий реализации инвестиционных проектов.

Правительству России  вместе с экспертами, представителями бизнеса уже дано поручение разработать проект специального федерального закона об особой системе преференций для инвесторов Арктической зоны. Эту работу нужно провести оперативно, с тем чтобы закон был принят Государственной Думой Российской Федерации уже в осеннюю сессию.

Задача — обеспечить докапитализацию Фонда развития Дальнего Востока для целевого финансирования арктических проектов.

Научная, кадровая, технологическая база

Для комплексного развития региона, для решения уникальных, нестандартных задач в высоких широтах нам нужна мощная научная, кадровая, технологическая база. Уже  создаются в регионах страны научно-образовательных центров, которые интегрируют возможности университетов, исследовательских институтов, бизнеса, реального сектора экономики. Такой центр обязательно будет и в одном из наших арктических регионов и должен обеспечить как развитие фундаментальной науки, так и решение прикладных, практических задач освоения Арктики.

Будущее — за активными академическими и университетскими обменами, за созданием международных исследовательских команд, альянсов высокотехнологичных компаний. 

Россия приглашает всех заинтересованных к совместной работе в области судостроения, связи, безопасности мореплавания, в сфере экологии, добычи полезных ископаемых и биоресурсов.

Вызовы

Арктика ставит перед нами колоссальные вызовы. Только вместе можем ответить эффективно. Одни из таких вызовов:

  • обеспечение баланса между экономическим развитием и сбережением арктической природы, 
  • сохранение её уникальных, хрупких биосистем, 
  • ликвидация ущерба, накопленного в ходе порой экстенсивной, потребительской хозяйственной деятельности в прошлые десятилетия.

С 2012 года Россия занимается «генеральной уборкой» арктических территорий. За это время вывезено и утилизировано более 80 тысяч тонн отходов.

В рамках федерального проекта «Чистая страна» ликвидируем шесть крупных объектов накопленного экологического вреда в Архангельской, Мурманской областях, Ненецком автономном округе, Карелии и Якутии. Также предстоит очистить акваторию Кольского залива на площади свыше 200 квадратных километров.

Россия будет развивать и систему особо охраняемых природных территорий, заповедников, например национальный парк «Русская Арктика». Важно предусмотреть дополнительные меры по развитию здесь цивилизованного экологического туризма и созданию необходимой инфраструктуры.

Только конструктивный диалог послужит укреплению добрососедских отношений и доверия в Арктическом регионе, а значит мирному и устойчивому развитию Арктики.


По материалам: kremlin.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий